Нарушение психической деятельности может проявляться трудностями в обучении, невозможности контролировать свое поведение и чрезмерной импульсивности, неспособности определить, где находится левая рука, а где – правая. К нейропсихологу стоит обратиться, если ребенок долго занимается с логопедом, но положительных изменений нет, если есть проблемы с определением формы и размера предметов. У детей дошкольного возраста поводом для консультации специалиста являются невозможность сконцентрироваться на занятиях, запоминать несложный материал.
Детский нейропсихолог занимается диагностикой и коррекцией процессов, которые регулируют память, внимание, мышление, речь. Все они построены на взаимосвязи деятельности мозга и психики, уровне созревания нервной системы.
Работа нейропсихолога направлена на развитие высших психических функций. Специалист изучает, оценивает и при необходимости корректирует нарушения речи и памяти, мышления и восприятия. Такие проблемы возникают по различным причинам, например, из-за родовой или черепно-мозговой травмы, в результате гипоксии плода в период беременности или тяжелых болезней у детей раннего возраста.
Необходимость в нейропсихологической коррекции возникает при:
- Речевых нарушениях различной степени;
- Повышенной утомляемости ребенка;
- Сложностях с концентрацией внимания;
- Частых переменах настроениях, проявлениях апатии или агрессии;
- Нарушенной координации, невозможности поддерживать баланс тела.
Как проходит диагностика?
Для начала врач проводит нейропсихологическую диагностику с помощью специальных методик. Это позволяет определить уровень развития основных психических функций, выявить имеющиеся отклонения, определить их причину. Специалист предлагает ряд заданий, которые дети должны выполнить непосредственно в кабинете. Это могут быть, например, ответы на вопросы, рисование на заданную тему, повторение цепочки слов.
По результатам диагностических мероприятий разрабатывается индивидуальная программа занятий с учетом персональных данных: возраста, перенесенных заболеваний, нарушений в развитии. Каждый ребенок индивидуален, поэтому методики и подходы подбираются, исходя из конкретной ситуации. Нейропсихолог составляет оптимальный график: занятия могут проходить 1 или 2 раза в неделю и длятся 40-60 минут.
Основные этапы коррекции
Коррекционную работу можно разделить на несколько этапов. Первый заключается в ускорении созревания определенных участков головного мозга. На этой стадии используются двигательные методики, подвижные игры, массаж и физические упражнения. За счет таких действий формируются необходимые связи между нейронами, это необходимо для нормального протекания психических процессов, правильного функционирования мышления, речи, внимания, моторики, самоконтроля.
Следующий этап – коррекция психических функций. Здесь тоже используются специальные движения, но уже в сочетании с заданиями, которые помогают детям развить познавательные функции, память, концентрацию внимания. Этот эффект достигается за счет работы со специальными тетрадями, карточками, рисования и других действий, в которых задействованы левая и правая рука. Это нужно для установления связи между полушариями головного мозга. В целях повышения мотивации к обучению используются коммуникативные игры.
Последний этап – закрепление полученных навыков, в том числе социальных. В рамках работы с детьми нейропсихолог обеспечивает усиление слабых или незрелых функций мозга, уделяет время совершенствованию конкретных навыков, необходимых в жизни, применяет интерактивный подход. Для усиления эффекта специалист может предложить выполнять некоторые упражнения дома.
Особенности проведения занятий
В большинстве случаев занятия с детьми включают 2 части. Первая – двигательная, во многом схожая с лечебной физкультурой. Сюда же входят дыхательные упражнения, которые выполняются лежа на спине или в других положениях. Вторая часть – это познавательная деятельность, в том числе развитие функций большого пальца, мелкой моторики, умственной деятельности и прикладных навыков. Лекарственные препараты в нейропсихологической коррекции не используются.
На занятиях с детьми, у которых есть сложности в обучении, освоении школьной программы, нейропсихолог уделяет особое внимание выявлению причин таких проблем. Большинство из них связаны с особенностями работы мозга ребенка. Так, неправильное написание слов может быть следствием не лени в заучивании орфографических правил, а нарушенного восприятия визуальной информации иди звуков, быстрой утомляемости и невозможности концентрировать внимание.
Определение истинной причины затруднений позволяет скорректировать развитие соответствующих психических функций, улучшить способность к обучению, в указанном случае – добиться более грамотного письма и упростить процесс школьного обучения в целом.
Занятия могут проходить как в индивидуальной форме, так и в небольших группах. Во втором случае объединяются дети со схожими проблемами. Оптимальный формат работы с каждым ребенком определяет специалист.
Родители могут присутствовать на занятиях. Это, с одной стороны, создает более комфортную обстановку для ребенка, а с другой – позволяет освоить технику выполнения упражнений и начать делать их в домашних условиях. Такой подход способствует спокойствию мамы и папы, которые лучше понимают принципы работы нейропсихолога и все происходящее с их ребенком. Специалист объясняет цели и задачи каждого занятия, рассказывает, для его необходимы те или иные действия, какие навыки и возможности они помогают развивать и для чего нужны ребенку в данной ситуации. Он же мотивирует не только детей, но и их родителей к дальнейшему обучению.
Какого результата стоит ждать?
После занятий ребенок активнее взаимодействует с окружающими, лучше понимает самого себя, может контролировать собственное поведение и осознавать мотивы поступков. Успех коррекции во многом определяется временем обращения к нейропсихологу. Чем раньше родители обратились за помощью к специалисту, тем быстрее будет получен результат и тем эффективнее будут занятия. Как правило, врач принимает пациентов с 3-х лет, но оптимальным период для коррекционных занятий считается 5-12 лет.
При условии регулярного посещения уроков, выполнения домашних заданий, первые результаты заметны уже после 3-4 занятий, а через 7-8 занятий результаты становятся весьма значительными. Однако многое зависит от типа и степени нарушений, темперамента ребенка, его возраста.
Своевременно проведенная нейропсихологическая коррекция позволяет улучшить развитие ребенка, даже при наличии достаточно серьезных проблем. Занятия помогают раскрыть потенциальные возможности детей, избавить их от проблем с обучением и социальной адаптацией.
на обработку персональных данных