Клиника эстетической косметологии и психологии
Красногорск, ул. Циолковского, 6

Психологическое насилие над детьми

Проблема насилия над детьми становится актуальнее с каждым годом. Рост общественной напряженности, экономические проблемы, низкая психологическая грамотность населения способствуют росту негативных тенденций в детско-родительских отношениях. Последствия насилия наглядно отражаются через рост детской безнадзорности и преступности.

Понятие и формы

Психологическое насилие – феномен, который трудно распознать, так как видимых последствий (как при физическом насилии) нет. Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает наказание за психическое насилие над детьми в соответствии со статьей 69. Проблема усугубляется тем, что сам ребёнок не в состоянии осознать, что против него совершается преступление.

Понятие и формы

Психологическое насилие - это периодическое или постоянное воздействие на психику ребёнка, которое приводит к нарушению психического развития и формированию у детей патологических черт характера. В основном акты насилия совершаются родителями или лицами их замещающими. Однако ситуация может произойти с любым взрослым, например, с тренером, воспитателем, учителем. Именно потому, что психологическое насилие не имеет каких-либо симптомов, его очень трудно выявить и преодолеть.

Формы психологического насилия:

  • отвержение. Взрослый отказывается выполнять просьбы и удовлетворять потребности ребенка, выражая при этом сильную неприязнь;
  • изоляция. Взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка с друзьями, запрещает общаться с родственниками, ограничивает контакты с другим родителем;
  • терроризирование. Выражается в вербальной агрессии, унижении, оскорбительных замечаниях, высмеивании ребенка, употреблении по отношению к нему обидных прозвищ, запугивании.
  • игнорирование. Нарушение обратной связи со значимыми взрослыми. Родительская отстраненность, незаинтересованность и отсутствие нежности и любви способствуют нарушениям психического развития;
  • развращение. Взрослый искажает социализацию ребенка. Это проявляется через вовлечение детей в различные проявления девиантного поведения: воровство, порнография, проституция, употребление алкоголя и запрещенных веществ.

Чем меньше ребенок, тем труднее в будущем искоренить последствия психологического насилия. В некоторых случаях это сделать практически невозможно.

Признаки психологического насилия

Особенности детско-родительских отношений, как правило, передаются из поколения в поколение. Если в семье было принято проявлять негативное воздействие на психику ребенка, то в будущем, подросшие дети также будут использовать манипулятивное, унижающее отношение к своим детям.

Основные способы коммуникации родителя с ребенком, способствующие негативному эффекту для личностного развития:

  • угрозы и предупреждения, начинающиеся со слов «если…, то…». Это манипулятивные техники, ведущие к развитию у ребенка склонности к манипуляциям, заискиванию. Также это скрытое неуважение к чувствам ребенка, его желаниям, вызывающее у детей тревогу, страх перед властью более сильных людей;
  • проповедь, нотации, морализирование, включающие высказывания выражающими долженствование («должен», «обязан», «надо»), и приводящими к высокой личностной тревожности, перфекционизму, низкому самопринятию, а в более зрелом возрасте невротизации и личностным расстройствам;
  • негативная оценка, осуждение, порицание – высказывания данного типа приводят к формированию у ребенка неадекватно низкой самооценки;
  • насмешки, ругань, подзадоривание способствуют появлению у ребенка чувства отверженности и эмоционального непринятия и, в целом, оказывают разрушительное воздействие на Я-концепцию;
  • уход от коммуникации. Вместо поддержки в разрешении проблем, сочувствия ребенок получает безразличие или нотации. Между сторонами теряется взаимопонимание с родителем и появляется чувство отверженности.

В дальнейшем это может привезти к отказу от контактов с родителями для разрешения проблемных ситуаций. Считается, что в результате усвоения ребенком негативных сообщений нарушается привязанность к значимому взрослому, появляется чувство отверженности, формируются неадаптивные схемы как результат повторяющихся неблагоприятных межличностных отношений, которые способствуют, в конечном счете, дисфункциональному поведению. Эти схемы заставляют человека поверить в то, что он – плохой, ненужный, люди воспринимаются жестокими, а враждебным.

В результате возрастает уровень психологического дистресса.

Признаки

Признаки того, что ребенок подвергается насилию:

  • эмоционально невосприимчив, равнодушен;
  • грустен, печален, не испытывает чувства радости;
  • сосет пальцы, монотонно раскачивается;
  • замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
  • «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
  • испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
  • не выказывает интереса к играм.
Признаки

Физиологические реакции ребенка также могут свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся: ночной и дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.; замедленное физическое и общее развитие ребенка.

Последствия нарушенных коммуникаций

В результате психологического насилия у детей повышается вероятность злоупотребления психоактивными веществами в зрелом возрасте в качестве неадаптивного способа преодоления эмоциональных проблем. G.Arslan отмечает, что неблагоприятное влияние стресса, связанного с жестоким обращением с детьми, оказывает влияние и на регуляцию нейробиологических систем стресса, изменения в созревании мозга и нейропсихологические результаты у развивающегося ребенка.

Результаты исследования E. Paul и J. Eckenrode свидетельствуют о том, что психологическое насилие в детстве носит многомерный характер (унижение, изоляция, террор) и связано с этиологией депрессивных симптомов у подростков. R.Hibbard, J.Barlow, H.MacMillan и др. подчеркивают, что психологическое (эмоциональное) насилие над детьми может быть наиболее сложной и распространенной формой жестокого обращения с детьми.

I.L.Spertus, R.Yehuda, C.M. Wong и другие изучая психологическую и соматическую симптоматику у женщин, обращающихся за первичной медицинской помощью, выявили, что значимыми предикторами данных симптомов является пережитое в детстве эмоциональное насилие и пренебрежение. Они указывают на то, что данный вид насилия связан с появлением тревожности, депрессии, посттравматического стресса и физическими симптомами, а также воздействием травмы на протяжении всей жизни.

Авторы делают вывод о том, что в результате эмоционального насилия и пренебрежения в детстве возникают долгосрочные поведенческие последствия, в частности, ухудшения эмоционального и физического функционирования и уязвимость к дальнейшему воздействию травм.

В зависимости от сферы, в которой проявляются последствия психологического насилия, можно выделить следующие категории:

  • Нарушения физического и психического развития, которые выражаются в отставании не только в росте, массе от своих сверстников, но и наблюдается задержка речевого, моторного развития. У них хуже успеваемость в школе.
  • Различные заболевания. К их числу можно отнести ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, язва желудка, боли внизу живота, энурез, энкопорез и т.д.
  • Психические особенности. Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются: агрессивность, импульсивность, недостаточная способность к контролю собственного поведения, низкая самооценка и повышенная тревожность, навязчивые страхи, депрессия. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки суицида.
  • Социальные последствия. Дети, пережившие психологическое насилие, испытывают трудности в общении со сверстниками, не умеют устанавливать контакты со взрослыми. Попытки самоутверждения часто приводят их в асоциальную среду, формируют пристрастие к алкоголю, наркотикам, подталкивают к совершению уголовно наказуемых действий.

Впоследствии имеют трудности в создании собственной семьи и воспитании детей. Следовательно, пережитое психическое насилие над детьми, приводит к тому, что их дальнейшее развитие сопровождается определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их жизнь.

О.А. Беседина отмечает, что в российских семьях глубоко укоренилась практика использования в качестве наказаний различных форм психологического насилия над детьми. Многие из этих форм на уровне общественного мнения считаются «эффективными и нормальными» способами воспитательного воздействия и в практике семейного воспитания передаются из поколения в поколение.

Автор считает, что для борьбы с данной проблемой необходимо не только отслеживать случаи жестокого обращения и бороться с уже имеющимися фактами родительского насилия, а, прежде всего, заниматься его профилактикой, направленной на изменение восприятия проблемы насилия в обществе и формирование в семье благоприятного психологического климата, при котором насилие над детьми будет недопустимым.

Последствия

Среди наиболее распространенных последствий психологического насилия выделяют:

  • Эмоциональные проблемы как результат замедления эмоционального развития ребенка. Такой ребенок не только не может понять чувства других людей, но и затрудняется проявлять собственные эмоции.
  • Проблемы в построении отношений, которые характеризуются полным недоверием к окружающим людям. Ребенок во всем видит только подвох, ждет негативного отношения к себе. Все это постоянно мешает ему в общении с людьми.
  • Заниженная самооценка. В результате того, что с детства ребенка убеждали в том, что он глупый, некрасивый, неспособный и т.д., он вырастает неуверенным в себе человеком.
Последствия

И в будущем такие люди искренне удивляются, когда видят, что кто-то считается с их мнением, проявляют к ним уважение и т. п. О. А. Пчельникова выделяет следующие особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития, которая характеризуется незрелостью эмоционально-волевой сферы и недоразвитием познавательной деятельности;
  • неспособность сконцентрироваться, плохая успеваемость в школе;
  • заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах;
  • нарушения эмоций, проявляющиеся в виде агрессии, гнева; упадок сил, подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, часто сопровождающаяся попытками самоубийства;
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • частые обманы, воровство, склонность к девиантному (или «отклоняющемуся») поведению;
  • нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, расстройства пищевого поведения.

К сожалению, проблема семейного насилия над детьми, в частности, психологического, в настоящее время приобрела глобальные масштабы. Жестокое обращение со стороны домочадцев, как это ни печально, становится в последнее время нормой для многих семей. Но, на наш взгляд, ни в коем случае нельзя закрывать на это глаза. Дети - это одна из самых нуждающихся социальных групп, которая не только не может самостоятельно справиться со своими проблемами, но и постоянно нуждается в заботе и защите взрослых. И самое главное - необходимо всегда помнить, что ребенок - так же, как и любой взрослый, заслуживает внимания, уважения и позитивного отношения к себе. Нужно всегда учитывать его интересы и мнение.

Работа психолога с детьми, пережившими насилие, проводится по следующим направлениям:

  • психодиагностика;
  • психокоррекция;
  • психологическое консультирование;
  • профилактика.

Формы работы могут быть групповыми или индивидуальными. Психодиагностики ситуации насилия и определения переживаний ребенка различаются по возрастам:

  • игры с куклами (2-7 лет),
  • рисование (от 5 лет),
  • рассказывание историй (школьный возраст).

Психологическая коррекция – деятельность психолога, направленная на повышение способностей ребенка в обучении и поведении, во взаимоотношениях с другими людьми, на раскрытие его творческого потенциала.

В психокоррекционной работе с детьми, пережившими насилие, можно использовать психотерапевтические подходы: методы арт-терапии, игровой Всероссийская (с международным участием) студенческая научно-практическая конференция «Молодые исследователи и наука: актуальные вопросы, достижения и инновации» 27-28 декабря 2021 года 75 терапии, песочной терапии и др.

Используемые подходы должны соответствовать возрасту и психическому развитию ребенка. Дж. Фантуццо и другие ученые описали метод работы с детьми младшего возраста, у которых были проблемы с адаптацией в обществе после пережитого насилия.

Таких детей приводили в игровые группы вместе со сверстниками, имеющими высокий уровень социальных навыков. Последним давали инструкцию действовать с отчужденными детьми: проявлять вербальную и физическую инициативы.

Например, предлагать игрушки или звать в групповые игры. При проведении психологической консультации важно помочь ребенку почувствовать себя безопасно и комфортно в присутствии психолога. Для этого необходимо с самого начала создать соответствующие условия в месте проведения консультаций [3, 87].

Мультимодальная модель консультирования является наиболее эффективной при работе с детьми, пережившими насилие. В данную модель входят 3 направления: работа с мыслями, работа с эмоциями, работа с поведением [2, 150].

Шаги психолога при поведении индивидуального психологического консультирования:

  • формулирование проблемы после активного слушания ребенка;
  • обсуждение с ребенком его ожиданий;
  • узнать шаги ребенка, которые он предпринимал для решения проблемы;
  • поиск новых способов решения проблемы ребенка; заключение с ребенком соглашения об исполнении одного из варианта решения проблемы; завершение сессии [5, 69].

Профилактика насилия в отношении детей должна проводиться постоянно и масштабно. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выделяют:

  • первичная профилактика (направлена на все население);
  • вторичная профилактика (направлена на тех, кто еще не переживал факт насилия, но находится в группе риска);
  • третичная профилактика (направлена на ту часть населения, где насилие над ребенком уже совершилось, и работа сконцентрирована на оказании помощи и предупреждение повторения насилия в будущем) [6, 126].
Последствия

При проведении работы с детьми, жертвами насилия, необходимо следовать принципам гуманистической психологии: полное принятие ребенка и Всероссийская (с международным участием) студенческая научно-практическая конференция «Молодые исследователи и наука: актуальные вопросы, достижения и инновации» 27-28 декабря 2021 года 76 уважение его как личности, искренний интерес к нему и к его проблемам, вера в его способности и возможности. Анализируя социально-психологические технологии работы с детьми, пережившими насилие, можно заметить эффективность проведения социальнопсихологических тренингов. Подобные тренинги могут помочь при отработке умений и навыков борьбы с общественными и личностными проявлениями насилия и агрессии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Обертывание с перцем
Обертывание с перцем
LPG массаж
LPG массаж
ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ
Оставьте ваши данные и мы вам перезвоним
Нажимая на кнопку, я принимаю соглашение
на обработку персональных данных
ПАРТНЕРЫ